shapka12.jpg

Епископ Роман, священнослужители Якутской епархии и студенты духовной семинарии посетили концерт прославленного хорового коллектива из Санкт-Петербурга

1 4834 08102014133515 1 новый размер

Вечером 6 октября в Якутске состоялось выступление хора Санкт-Петербургской Академической капеллы. Данное выступление без сомнения стало одним из самых ярких концертов Международного фестиваля «Северное сияние». В столицу республики лучший хор России приехал впервые за свою более чем пятисотлетнюю историю.

Концерт знаменитой певческой капеллы посетил Преосвященный епископ Якутский и Ленский Роман, священнослужители епархии и студенты Якутской духовной семинарии.

На суд зрителей хор представил концертную программу, построенную на произведениях отечественных композиторов – Рахманинова, Чеснокова, Архангельского, Свиридова, Бортнянского. В первом отделении прозвучала духовная музыка, во втором - русские народные песни.

Восторженные слушатели аплодировали стоя, прося артистов задержаться «еще чуть-чуть».

По окончании концертной программы владыка Роман поблагодарил художественного руководителя коллектива Владислава Чернушенко за выступление и преподнес в дар от Якутской епархии образ святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

Справка:

Певческая капелла Санкт-Петербурга ведёт свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 году Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор. Придворный хор побывал на берегах Невы ещё до основания Санкт-Петербурга и участвовал в молебне в честь победы войск Петра при Ниеншанце. А 16 (27) мая 1703 года государевы певчие участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы. Вся последующая биография хора связана уже с Санкт-Петербургом. В 1763 году Придворный хор указом Екатерины II переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.

В разное время над совершенствованием профессионального мастерства главного хора России работали выдающиеся музыканты, композиторы и педагоги: М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, Д.С. Бортнянский, М.Ф. Полторацкий, А.Ф. Львов, А.С. Аренский, Г.Я. Ломакин, М.Г. Климов, П.А. Богданов, Г.А. Дмитревский и др.

Вот уже несколько столетий первый русский профессиональный хор не перестает удивлять и восхищать своим мастерством. Роберт Шуман писал в своем дневнике: «Капелла – самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно...». Восторженно отзываются о Придворном хоре Ференц Лист и Адольф Адан. Интересны впечатления Гектора Берлиоза: «Мне представляется, что хор Капеллы <…> превосходит все существующие в подобном роде в Европе. Сравнивать же хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих – это все равно, что противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного итальянского театра оркестру Парижской консерватории». В.В.Стасов писал: «Где есть нынче такой хор, как хор Придворной русской капеллы?... Только у нас мы встречаем такое мастерство...».

За время своей деятельности Капелла оказала огромное влияние на развитие русской музыкальной культуры и явилась важнейшим источником музыкального образования в России. На образцах её художественного исполнения складывались традиции русского певческого искусства. Своей творческой практикой Капелла содействовала созданию новых хоровых произведений и являлась крупной профессиональной школой, воспитавшей многочисленные кадры дирижёров и артистов.

Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического общества, Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики, такими как Реквием Моцарта, Missa solemnis Бетховена (мировая премьера), Месса до мажор Бетховена, Девятая симфония Бетховена, Реквием Берлиоза, оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», «Самсон» Генделя, «Рай и Пери» Шумана, хоры a cappella Шуберта и Мендельсона и др. Программы выступлений Капеллы 1917–1920 гг. включали в себя произведения Аренского, Балакирева, Кюи, Лядова, Римского-Корсакова, Танеева, Чайковского, Скрябина, Глазунова. В репертуаре Капеллы широко были представлены русские народные и революционные песни.

Весной 1920 г. хор реорганизуется: в него впервые включается группа из 20 женских голосов. В 1921 г. на базе Придворных хора и оркестра была основана Петроградская государственная филармония. В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию, и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, был переименован в Государственную капеллу, а затем в Академическую капеллу.

С 1974 года и по настоящее время Капеллой руководит её воспитанник, Народный артист СССР Владислав Чернушенко. Наделённый огромным талантом, блестящими профессиональными знаниями и организационной энергией, он сумел вернуть старейший хор России на его исторические позиции. Под его руководством возрождается мировая слава знаменитого русского хора. С приходом Владислава Чернушенко постепенно восстановился характерный для Капеллы широкий диапазон исполняемой музыки; важное место в репертуаре заняли сочинения крупных вокально-инструментальных форм – оратории, кантаты, реквиемы, мессы. Особое внимание Капелла уделяет музыке современных композиторов, а также редко исполняемым сочинениям.

По материалам ЯСИА