shapka12.jpg

"Еду в Семинарию..."

yakutia o ypds miniСейчас в умах многих россиян живут различные мифы и ложные стереотипы о православии. Казалось бы, сегодня в стране, где эта вера имеет многовековую историю и культуро-образующее начало, о православии должны знать пусть даже элементарные, но точные сведения. К сожалению, за примером идти далеко не пришлось. Достаточно было сказать: «Еду в семинарию…», чтобы услышать удивительное замечание:

— Там одни монахи…

— Почему там одни монахи? Это же не монастырь, а учебное заведение.

Как все же легко рождаются и живут стереотипы... Эффективным ответом на этот вызов времени становится диалог о вере, который позволяет развенчивать мифы о религии, противостоять псевдодуховности и человеческим порокам, задумываться о главных духовных корнях. Но не все так просто. В наше время есть вся необходимая информация, однако мифы существуют…

Сегодня, после векового закрытия этой духовной школы в период гонения религии, Якутская духовная семинария является очагом религиозного и культурного образования, какой она и была в прошлом. Она призвана стать центром просвещения и утверждения христианских принципов жизни, а главное — подготовить достойных пастырей церкви. Это великое призвание данного учебного заведения. Поэтому в ноябре прошлого года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил четыре первых сертификата на библиотеки для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В числе первых номинантов на подобный комплект книг наряду с Московской и Санкт-Петербургской академиями, Почаевской семинарией стала наша Якутская Духовная семинария. Вручая ректору семинарии, игумену Андрею (Морозу) сертификат, Святейший Патриарх отметил важность высшей Якутской Духовной школы как единственного центра православной духовности на северо-востоке Сибири. Действительно, о былой славе этой школы говорит прошлое. В разное время в духовной семинарии учились люди, имена которых прочно вошли в историю республики: участник русско-японской войны, судовой священник корабля «Рюрик» иеромонах Алексей (Оконешников), известный историк Якутии Г.А.Попов, первый историк литературы, критик В.Н.Леонтьев, член Комитета по переводу богослужебных книг А.И.Охлопков, государственный деятель И.Н.Винокуров, один из первых композиторов Якутии, хоровой дирижер, фольклорист А.В.Скрябин, исследователь якутской народной музыки, хормейстер Ф.Г.Корнилов, автор «Летописи города Якутска» П.П.Явловский, народные художники М.М.Носов и И.В.Попов, историк, художник П.В.Попов, народный комиссар просвещения С.Н.Донской, поэт П.Н.Черных-Якутский. Одно время в духовном училище при семинарии обучался и основоположник якутской литературы, классик А.Е.Кулаковский-Ексекюлях.

 

О сегодняшнем дне нам рассказывает отец Андрей, ректор семинарии:

— Современную историю стоит начать с 90-х годов XX в. В 1993 году была восстановлена Якутская епархия. До революции в Якутии было триста храмов, а после — один молитвенный дом. В Якутск приехал Владыка Герман, который предпринял первые шаги для возрождения православия, конечно, это было немыслимо без своих духовных школ, поэтому он подготовил благоприятную почву для их появления. В 2006 году Владыка Зосима открыл духовное училище — вначале двухгодичное. Открытие семинарии в то время казалось мечтой. Епископ Зосима и жители нашей республики, понимая значение высшей духовной школы для Якутии, вложили много труда для становления духовного образования. Окончательная точка в этом вопросе была поставлена при епископе Романе. После назначения на Якутскую кафедру он ознакомился с деятельностью своих предшественников и, изучив их чаяния и усилия в распространении духовного просвещения на северо-востоке нашей державы, одной из первых своих задач определил реорганизацию училища в духовный вуз. Символическим подтверждением особого внимания к этой области стало совершение им первой Божественной литургии в семинарском храме. В дальнейшем была изучена материально-техническая база Духовно-просветительского центра им. свт. Иннокентия, возобновлен диалог по этому вопросу с Учебным комитетом, приглашены кадры, имеющие опыт управления высшей духовной школой, образовательные программы привели в соответствие с требованиями духовного вуза. И вот это событие случилось…, и самое чудесное — именно 6 октября, в день памяти небесного покровителя Якутской духовной школы, просветителя Якутии, святителя Иннокентия (Вениаминова). Так, стараниями многих людей епархия и республика получили духовный вуз, полностью отвечающий своему статусу: четырехгодичное обучение, выполняющее высший образовательный стандарт третьего поколения в области теологии. У нас преподают профессора, доктора и кандидаты наук, специалисты разных областей, выпускники Московской и Санкт-Петербургской академий. Помимо специальных дисциплин студенты изучают историю Якутии, культуру и традиции северных народов, якутский язык и литературу, математику, правоведение, информатику и т.п.

— Сколько сегодня учащихся?

— Восемнадцать человек. Это молодые люди из разных улусов республики и городов России, есть представители народа саха. Уникальное явление: тюркоязычный народ, проповедующий православие. Мы стремимся к этому, так как необходимо общаться с людьми и проводить службу на двух языках, чтобы быть понятыми и в больших городах, и в отдаленных местах. Более того, мы ставим задачу научить молиться студентов не только на якутском языке, но и на языках других народов Севера, живущих здесь. То же самое касается и церковного пения. Мы бы хотели, чтобы в традиционном богослужении звучали национальные мелодии, близкие и понятные людям. Наконец, мы готовим студентов уметь славить Бога, используя все культурные достижения и традиции Севера. Это не только язык, но и уникальная музыка, особенная живопись, декоративно-прикладное искусство. И, слава Богу, некоторый опыт этого уже накоплен. Студентам есть с кого брать пример — начиная от святителя Иннокентия, чей 215-летний юбилей отмечается в этом году, до Владыки Романа.

— Давайте поговорим о выпускниках. Вы знаете, где они сейчас?

— Некоторые уже служат в благочиниях епархии: Алданском, Нерюнгринском… Другие после окончания тогдашнего училища продолжили учебу в семинариях Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Хабаровска.

— Расскажите об абитуриентах. Какие приемные экзамены в семинарии?

— Сюда поступить непросто. Помимо обычного пакета документов нужно получить рекомендацию на приходе от священника. Кроме экзаменов нужно четко объяснить приемной комиссии цель своего поступления, обосновать желание быть пастырем.

— Каковы причины поступления сегодняшних студентов, трудно ли им учиться, каковы их планы?

— Уверен, лучше поговорить об этом именно с ними.

Открыто, без секретов

— Ребята, мы многого не знаем о вашей учебе и жизни в семинарии, поэтому, наверное, и возникают мифы о вашем затворничестве и аскетичном образе жизни... Например, вы одеты по-разному. Почему?

— Первокурсники ходят в обычной светской одежде — брюках, джинсах. Второкурсники носят подрясники, поскольку они посвящены в чтецов, т.е. это внешнее отличие церковнослужителя, как форма у военного, спецодежда у врача…

— А как вы поступили в семинарию?

— Мои отец и мать — люди православные, — рассказывает второкурсник Корнилий. — Я родился в Нерюнгри, с детства ходил в храм. Сначала мне просто нравилось наблюдать за тем, что там происходит. Взрослея, стал понимать важность того, что делает священник…

— Как к вашему выбору отнеслись окружающие?

— По-разному. Одни одобрили, говорили: «Молодец». Были и те, кто не понял. Но первых было больше.

— А вы?

— К вере я пришел недавно, — говорит первокурсник Артем из Хандыги. — У нас в Хандыге нет храма. К нам приезжал батюшка, я видел, как его любят люди, как он им помогает….

— К Богу приходят по-разному, — делится с нами второкурсник Евгений, приехавший из Ставропольского края. — Я пришел к вере не от хорошей жизни. Пришлось пережить много трудностей, которые заставили задуматься о смысле жизни. Мне 27 лет. Я служил в армии по контракту. Был такой период в жизни, когда никто не мог мне помочь. Пришел в храм, встал на колени и стал просить. И не то чтобы стало легче, просто понял, что есть другая жизнь, есть другая цель. Мне кажется, главное — молитва. Именно благодаря молитве, а не вопросам о вечном осознал, для чего живу… Иногда слышишь: «Такой молодой, а в Бога веришь…» Считается, что люди идут в храм, когда молодость прошла. А это не так…

— Ребята, возникает столько вопросов… А вы регистрируетесь в социальных сетях, смотрите телевизор, занимаетесь спортом? Ваш образ жизни предполагает, что вы должны быть физически крепкими: часовые службы, поездки, посты.

…Мы идем в спортзал. Там все как положено: кольца, брусья, канат, гимнастические маты. Рядом тренажерный зал. Все, как в обычном учебном заведении. Единственное отличие — на стене икона.

— Физкультура у нас обязательный предмет, кроме уроков есть волейбольная секция. К нам приходят студенты из других вузов, играем, соревнуемся, проводим товарищеские матчи.

— Я заметила, у вас в тренажерном зале магнитофон. Музыку слушаете?

— Конечно. Мы и телевизор смотрим…

— А можно?

— Конечно.

— Наверное, православный канал или «Культуру»?

— Не только. Смотрим фильмы, выбираем не все, а преимущественно познавательные передачи, информационные. Ходим в кино, театр. Конечно, когда есть время. Телевизор может сильно отвлекать от учебы, поэтому у нас ограничено время на самоподготовку — иначе пойдут двойки. В этом плане мы не отличаемся от обычных студентов. Так же общаемся со своими сверстниками.

— Среди ваших друзей есть неверующие люди?

— Самые близкие — верующие, но есть и неверующие. Однако это не мешает нам общаться. Рады, когда они задают вопросы о вере…

— Расскажите о вашем распорядке дня.

— Встаем в 7.45. Затем молитва, физкультура, обязательно душ, потом завтрак. После начинаются занятия. В перерыве — обед. После занятий — свободное время, если нет послушаний. У каждого есть постоянные послушания: следить за алтарем, работать над сайтом и др. Полдник, ужин, молитвы и отбой в 23.00. Ночью строго запрещено покидать территорию. В праздничные дни распорядок меняется: больше молимся.

— Через несколько дней начинается пост...

— Это хорошее и полезное время для приобретения воздержанности, терпения и умеренности. Умеренность должна быть и телесная, и духовная. Это воспитывает.

— Как вы относитесь к службе в армии?

— С уважением. Каждый из нас может взять академический отпуск и отслужить в армии.

— А вы возьмете в руки оружие?

— Если речь идет о защите Отечества или защите слабых. Конечно, оружие применяется как последняя мера в борьбе со злом, и главное, не применить больше, чем требуется… А сколько есть примеров, когда православные люди вставали на защиту своего народа.

— Тогда развейте еще один миф. Вам жениться можно?

— Даже нужно. Если не выберем монашество. В Писании сказано: «Плодитесь и размножайтесь». Так что придет свое время — женимся.

— А где невест искать будете?

— Конечно, будем молиться, в храмы ходят целомудренные и воцерковленные девушки, поют на клиросе, учатся на регентском отделение… Вообще, судьбы людей неисповедимы..

— Как вам живется в семинарии?

— Нам есть с чем сравнивать. Здесь в семинарии определенная атмосфера. Это ведь не только учебное заведение, это институт жизни. Здесь нет места нецензурной брани, курению, пьянству, мы живем как братья: вместе трудимся, вместе радуемся, вместе печалимся… Перед нами всегда образ добрых наставников, рассудительных священников и образованных учителей. Мы видим, как много трудится ради людей епископ Роман, как он каждую секунду старается быть с каждым человеком в любом уголке Якутии, как он молится за них и за каждого из нас. Нам предоставлены хорошие условия для учебы и жизни, наша главная задача — стать не просто хорошими людьми, но хорошими священниками, а для этого мы должны приобретать те качества сердца, которое бьется в груди доброго пастыря.

Беседовала Марина Акиева.